gallery/logo4444
gallery/ios-logo
gallery/obzor-messendzhera-viber-dlja-operacionnoj-sistemy-ios-768x768
gallery/velcom_logo
gallery/ak2

АДВОКАТ 

ADVOKATSER.BY

8029-297-71-35   

8044-752-91-20     

advokatser@tut.by

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ
КАЦЕР 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Имя  
Эл. почта  
Телефон  
Сообщение  

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ    ЗАЯВКУ АДВОКАТУ.

 Я ВАМ ПЕРЕЗВОНЮ!!!

gallery/mail
АДВОКАТ КАЦЕР http://advokatser.by

 

ВОЗВРАТ КАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

     В процессе хозяйственной деятельности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями часто возникают споры и разногласия по поводу возврата поставленного товара.

При решении указанных споров необходимо учитывать виды субъектов правоотношений, виды договоров, заключенных между сторонами, и условия договоров.

 

ПРИМЕР

19.03.2018г. по запросу покупателя ИТПУП «В» поставщик ООО «Э» выставило счет-договор на поставку подшипника «F». Товар был оплачен и 20.03.2018г. указанный товар был отпущен со склада ООО «Э» по товарной накладной.

23.03.2018г. в письме ИТПУП «В» к ООО «Э» просит принять к возврату товар, так как товар не подошел по размерам для оборудования. Упаковка товара не вскрывалась и товар не устанавливался. При этом ИТПУП «В» ссылается на нормы Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей" (далее Закон "О защите прав потребителей"), а именно на статью 28 Закона, которая предусматривает право потребителя в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара – возвратить товар надлежащего качества.

ООО «Э» отказало в удовлетворении просьбы ИТПУП «В» о возврате товара надлежащего качества.

 

Следует отметить, что отказ ООО «Э» в возврате товара надлежащего качества обоснован и соответствует законодательству.

 

Действие Закона "О защите прав потребителей" распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. Закон "О защите прав потребителей" определяет понятие потребитель, а именно это - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В рамках Закона "О защите прав потребителей" покупатель, которому продали некачественный товар, имеет право: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены товара, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара.

 

Таким образом, в отношениях между юридическими лицами и ИП по реализации товара или оказания услуг не подлежат применению нормы Закона "О защите прав потребителей".

 

 

! Следует различать понятия оптовая и розничная торговля, договор розничной купли - продажи и договор поставки.

 

Необходимо разобраться в терминах "оптовая торговля" и "розничная торговля". Эти понятия определены Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 N 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь":

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ -

вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ -

вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

    Из указанных выше понятий следует, что на определения вида торговли влияет только цель приобретения товара и его использования. То есть один и тот же товар/продукт может являться объектом и оптовой, и розничной торговли.

      Основные положения о договоре купли- продажи, а именно: условия о товаре, права и обязанности продавца и покупателя, сроки, количество и качество товара, цена и оплата товара – регламентированы Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Разновидностями договора купли продажи являются договор розничной купли-продажи и договор поставки. Гражданский кодекс аналогично Закону "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" определяет понятие розничной купли- продажи.

Согласно статье 476 Гражданского кодекса, по ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

     Покупатель, принимая от продавца/поставщика товар, обязан проверить количество и качество товара в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 N 1290 (ред. от 13.10.2017) "Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству" и условиями, предусмотренными договором поставки.

    При реализации товара по договору купли-продажи (поставки), если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены,

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок,

- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

   В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы,

- потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

 

 

ВОПРОС:

«Возможен ли возврат КАЧЕСТВЕННОГО товара?»

 

    Что касается возврата КАЧЕСТВЕННОГО товара покупателем и ТОЛЬКО ПО ЖЕЛАНИЮ ПОКУПАТЕЛЯ в одностороннем порядке, то действующим законодательством Республики Беларусь не предусмотрена возможность возвратить качественный товар по договору поставки при таких условиях.

    Естественно, юридические лица свободны в заключении договора, в том числе, стороны могут заключить договор, в котором содержатся:

- элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор),

- условия, предусмотренные каждой стороной,

- права и обязанности сторон.

  

Согласно части 1 статьи 224 Гражданского кодекса, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Согласно части 1 статьи 461 Гражданского кодекса, в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств, покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законодательством или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара.

 

То есть, стороны при заключении договора купли-продажи (поставки) могут предусмотреть:

- возможность и сроки возврата качественного товара покупателем поставщику, например, при условии нереализации товара в течении определенного срока,

- односторонний отказ от договора,

- условия расторжения или изменения договора,

- момент перехода права собственности на товар.

 

 

! Следует обратить внимание на особенности налогообложения при возврате товара.

В случае, если право собственности на товар надлежащего качества перешло к покупателю, то возврат такого товара будет расцениваться как договор купли-продажи (поставки), то есть обратная реализация, в связи с чем возникает обязанность по исчислению и уплате налогов.

В случае, если возможность возврата качественного товара будет предусмотрена договором и право собственности сохраняется за поставщиком, то для поставщика это будет обычный возврат ранее поставленного товара.

 

 

 

ВЫВОДЫ:

  1. В случае реализации товара физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат применению нормы Закона "О защите прав потребителей".
  2. При реализации юридическому лицу/ИП товара для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, подлежат применению нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь.
  3. Необоснованный возврат покупателем качественного товара без согласия продавца по договору поставки (оптовой или розничной) в случае, если это не предусмотрено договором – не обоснован и не подлежит удовлетворению.
  4. При заключении договора поставки в целях избежания двойного налогообложения следует предусмотреть возможность возврата товара и регламентировать момент перехода права собственности на товар.

    

gallery/vozvrat-tovara-nenadlezhashhego-kachestva-bez-cheka